Вильям Лилли. УКРАДЕННАЯ РЫБА

Из книги «Christian Astrology» by William Lilly, London, 1647, репринтное издание 1985 г., Regulus, London.

Перевод Александра Колесникова

От переводчика

Представляемый отрывок из «Христианской Астрологии» Вильяма Лилли - один из бриллиантов хорарного классического наследия. На историю об украденной рыбе ссылались и ссылаются и современные хорарные астрологи, и мастера прошлого. В качестве своеобразного девиза к своей книге Лилли избрал латинскую фразу «Non Cogunt» - «Не фатальна», и в данном примере он раскрывает и иллюстрирует свою идею: хорарная карта не говорит о предопределенной неизбежной судьбе; она помогает человеку понять происходящее и действовать в направлении наибольшего успеха. Другой важный урок - искусство чтения символов. Но сначала прочтите саму историю.

Живя в 1637 году за городом, я купил в Лондоне немного рыбы для моего пропитания в Великий пост. Она прибыла в Уолтон на барже. В субботу 10 февраля один из лодочников вместо того, чтобы принести мою рыбу мне домой, поставил меня в известность, что их склад был прошедшей ночью ограблен и моя рыба украдена.

Я отметил точное время, когда впервые услышал сообщение, и построил соответствующую Фигуру, пытаясь дать самому себе удовлетворение по поводу того, что стало с моим добром и, если возможно, вернуть его обратно частично или полностью.

Сначала я заметил, что здесь нет планет в перегрине в угловом доме, кроме Юпитера, который я обнаружил на куспиде седьмого дома. (Согласно правилам хорарной астрологии, сигнификатором вора чаще всего является планета, находящаяся в перегрине в угловом доме. - Прим. перев.) Пропавшая вещь была рыбой, а любой благородный человек пренебрег бы таким товаром. (Юпитер - естественный управитель людей благородных, высшего сословия, и Лилли не мог не учитывать этого. Но исходя из конкретных обстоятельств, версия «благородного вора» отбрасывается. - Прим. перев.) Я рассмотрел значение Юпитера в Скорпионе, влажном знаке, и сигнификатора моего добра, Меркурия, то, что он находится в Рыбах, влажном знаке, и что Фортуна находится в Раке, влажном знаке. Разборчивость, вместе с искусством, помогли мне решить, что тот, у кого мое добро, должен быть человеком, чья профессия или призвание - жить у воды, и что мое добро расположено в неком влажном месте, или в некой нижней комнате, поскольку Фортуна находится в Раке, а Луна - в Тельце, земном знаке.

Я был уверен, что услышу о своем добре снова, потому что к Меркурию, владыке моего дома имущества, приближается с секстилем Луна, владычица моей Фортуны. И все же надежды получить его обратно не было, поскольку Меркурий, владыка моего второго дома, находится в падении и изгнании. Но поскольку он находится в собственном терме и имеет аспект трин к Фортуне, есть надежда на возвращение части моего добра.

В том городке Уолтоне никогда не было лодочника, отвечавшего описанию Юпитера в Скорпионе. Я стал узнавать, нет ли рыбака такого вида. И поскольку Марс, владыка 7-го дома, выходил из знака Скорпиона, своего собственного знака, и входил в другой знак, я узнавал, нет ли рыбака, по своей природе как Марс и Юпитер, который недавно продал какую-либо землю или покидал свой дом и собирался переехать на другое место жительства.

Я нашел такого человека и узнал, что его сильно подозревают в воровстве. Это был славный малый, живший у берега Темзы. Он был простым рыбаком, или человеком, хорошо знакомым с водой; поскольку все сигнификаторы в водных знаках, это доказывало, что тот, кто украл добро, должен иметь необходимость жить возле воды, или в сыром месте, или быть хорошо знакомым с водой. Тот человек, который оказался вором, был рыбаком, изрядного роста, толстый и крупный, с белым цветом лица и рыже-желтыми волосами.

Я добыл ордер у мирового судьи и хранил его в тайне до следующего воскресенья, восемнадцатого февраля, и тогда с констеблем и хозяином баржи обыскал только один дом - этого подозреваемого рыбака. Я нашел часть своей рыбы в воде; часть была съедена, часть еще нет, и вор полностью признался.

При обыске случился такой курьез; часть моей рыбы была в мешке, и случилось так, что вор украл мешок вместе с рыбой. Хозяин баржи, которому мешок принадлежал, находясь в той же комнате, где и мешок, и часто глядя на него (чисто вымытый), сказал хозяйке дома: «Женщина, я был бы не прочь получить мой мешок, которого лишился той ночью». Женщина ответила, что у нее никогда не было никакого мешка, кроме того, который ее муж принес домой той же ночью, что и рыбу. Я убежден, что хозяин баржи успел посмотреть на этот мешок раз двадцать, но не узнавал, поскольку женщина отмыла его дочиста.

Я горько сетовал женщине по поводу семи португальских луковиц, которых я лишился; она не знала, что они из себя представляют и, как она сказала, сделала с ними похлебку. Я оставил им остатки моей рыбы, хотя наемный священник Уолтона утверждал, что я получил за нее компенсацию; но для него соврать что глазом моргнуть.

Так что вы видите, что планета в перегрине в угловом доме описывает вора и что Солнце или Луна в первом доме, обладая эссенциальными достоинствами, дают верную надежду раскрыть, кто это. Аппликация Луны к владыке второго дома указывает на возвращение украденного - полное, если и Луна, и владыка второго дома обладают эссенциальным достоинством; частичное - если они акцидентально сильны; обнаружение, но не возвращение - если они сближаются и оба находятся в перегрине.

Комментарий переводчика

Данный гороскоп - яркий пример радикальной хорарной карты. Радикальной - значит символически отражающей ситуацию, о которой задан вопрос. Обращу ваше внимание лишь на два символических образа (те, которые больше всего впечатлили меня самого), хотя их здесь множество. Марс, описывающий вместе с Юпитером вора, собирается выходить из своего собственного знака Скорпиона или, используя другой термин, собирается покидать свой астрологический дом. Исходя из этого, Лилли делает вывод, что вор собирается покидать свой дом - и он действительно собирается! А как вам нравится Меркурий в знаке Рыб в 12-м доме, сигнифицирующий украденную у кверента рыбу? Когда карта ярко отражает ситуацию, неудивителен и яркий результат ее разрешения. Именно эта идея отличает традиционный хорарный подход от новомодного механистического, в котором главным условием успеха считается правильное выполнение формальных правил. Астрология - это постоянное творчество, чему и учит нас классическое наследие Вильяма Лилли.