"Тот, кто рожден обладателем здравого ума, естественно сформирован небесами для неких почетных работы и жизненного пути. И потому желающий благосклонности небес пусть возьмет на себя, сверх всего прочего, эту работу, этот жизненный путь, пусть посвятит им себя ревностно, поскольку небеса благоволят его предприятиям."
Наверное, каждый, кто посвятил себя изучению астрологии, встречается с удивительными закономерностями, необъяснимыми с точки зрения логики, но тем не менее вполне реальными. Нередко случается, например, что люди, обращающиеся за советом (причем люди, совершенно не связанные друг с другом), привлекают внимание астролога к одной и той же теме, как бы побуждая к ее углубленному изучению. Создается впечатление, что кто-то учит нас, целенаправленно и планомерно, и согласно замыслу учителей, пришло время очередного урока.
Мне в течение последнего года часто приходилось встречаться с профессиональной ориентацией — темой, до которой прежде все как-то руки не доходили. Обычно речь идет о детях, приближающихся к окончанию школы, но бывает, что и взрослые, оказавшись на перепутье, спрашивают совета: куда идти дальше? Кое-какие идеи, связанные с этой темой, уже встречались в моих предшествующих поисках. Но прежде чем приступить к делу, я посчитал необходимым познакомиться с мнением авторитетов — и действительно нашел много интересных мыслей.
Практика показала, какие из них наиболее полезны, и теперь я хочу поделиться своими находками с коллегами — ведь наверняка не я один сталкиваюсь с проблемой профессиональной ориентации. Материал получается довольно обширный, так что придется распределить его на несколько статей. Не претендуя на строгую логическую последовательность изложения, я решил знакомить читателей с различными идеями в том порядке, в котором я сам с ними знакомился. В результате общетеоретические соображения о выборе профессии уступят место первым находкам в этой области.
Этот не очень удачный термин я выбрал в свое время в качестве рабочего, но до сих пор так и не нашел ничего лучшего. Может быть, читатели с менее "технарским" складом мышления предложат что-нибудь более благозвучное?
Речь идет о планете, которая находится в месте смыкания наиболее напряженных и наиболее гармоничных конфигураций гороскопа. Самый яркий из встречавшихся мне случаев — когда планета находится одновременно в вершине тау-квадрата (между двумя квадратурами) и в вершине большого трина.
Понятие "вентиля" близко к понятию Rex Aspectarius — Короля аспектов, планеты, образующей в гороскопе наибольшее количество мажорных аспектов. Однако "вентильная" планета должна находиться именно в точке соприкосновения напряженных и гармоничных конфигураций.
Иногда в гороскопе встречается один ярко выраженный "вентиль". Иногда — два или даже три менее ярких. Бывает и так, что ни одна из планет не может полноправно претендовать на это возвышенное, хотя и не очень благозвучное название. В каждом гороскопе прячется своя головоломка, но если вам повезло и вы смогли определить "вентиль", то считайте, что ключ к разгадке уже у вас в руках.
Дело в том, что напряженные аспекты — это источники или резервуары энергии в гороскопе. Не находя выхода, энергия часто действует разрушительно, и потому в напряженных аспектах астрологи видят потенциальную возможность болезней, конфликтных ситуаций, вообще жизненных проблем. Однако если вы нашли, к чему приложить свои силы, энергия напряженных аспектов позволяет вам идти вперед, преодолевать препятствия, достигать желаемого.
Конфигурации напряженных аспектов, в первую очередь тау-квадрат и большой квадрат, — это своеобразные движители гороскопа. С другой стороны, гармоничные аспекты и их конфигурации (самая примечательная из которых — большой трин) издавна считаются в астрологии указанием на таланты и способности. Говоря близким мне техническим языком, они являются потребителями энергии, способными совершить нечто полезное, если их "подключат" к источнику движущей силы.
Избыток в гороскопе гармоничных аспектов при недостатке напряженных часто указывает на человека талантливого, но слишком пассивного, ленивого. Он мог бы сделать многое, но ему не хватает энергии (т.е. времени, желания, интереса) для великих свершений. Таким образом, и напряженные, и гармоничные конфигурации сами по себе, выраженные односторонне, могут быть источниками проблем. А что происходит, если они смыкаются в одной точке, на какой-то конкретной планете? Возникает именно то, что я назвал "вентилем", поскольку когда расположенная подобным образом планета "задействуется", т.е. когда человек олицетворяет собой ее качества, создаются условия для "подключения" энергии напряженных конфигураций к талантам и способностям конфигураций гармоничных.
В результате снижается вероятность заболеваний, конфликтов, проблем и создаются благоприятные условия для развития наилучших качеств человека. В результате человек находит себя в жизни, чувствует, что выбрал правильный путь. Так не назвать ли "вентильную" планету "путеводной звездой"?
Она, конечно, будет важна и при рассмотрении вопросов здоровья, однако в профессиональной ориентации "вентильная" планета, если таковую удается обнаружить, имеет первостепенное значение.
Не раз я замечал, что как только в голове формируется очередная концепция или идея, тут же подворачивается случай проверить ее на практике. В то время, когда понятие "вентиля" еще только складывалось у меня, как полезный элемент интерпретации, я разъезжал по городам с популярными лекциями об астрологии. В Чебоксарах судьба устроила мне небольшую проверку. Один из слушателей попросил помочь разобраться с астрологическими компьютерными программами, и в свободное от лекций время мы поехали в его офис. Сидели у компьютера, разбирались с программами, и вдруг в комнату вошли два незнакомых мужчины.
Мой приятель говорит: не мог бы ты показать им, на что способна астрология, проинтерпретировать их гороскопы? Многим астрологам приходится оказываться в ситуации, когда необходимо защитить честь Астрологии. Неблагодарное это занятие, но что поделаешь... Первый из "испытателей" сел рядом, и я стал строить на мониторе компьютера его гороскоп. Конечно же выяснилось, что он не знает своего времени рождения, но позвонив по телефону, мой подопытный добыл информацию, необходимую для ректификации. К моему удивлению, убедительный вариант времени рождения удалось найти сразу же, и это был хороший знак.
Я начал интерпретацию, а обладатель гороскопа сидел рядом с совершенно непроницаемым лицом. Он, видимо, считал, что астрологи основывают свое суждение исключительно на реакциях собеседника, и хотел лишить меня такой возможности. Я говорил то об одном, то о другом. Все, как оказалось позже, было правильно, однако недостаточно убедительно для скептика, сидевшего передо мной, и я не чувствовал удовлетворения.
Наконец, я сосредоточил свое суждение на Сатурне, находящемся в Весах в 9-м доме. А надо было как раз с него и начинать, потому что Сатурн находился в месте смыкания тау-квадрата и большого трина, а значит, был ярко выраженной вентильной планетой. Мало того, он был расположен в знаке своей экзальтации, а в этом случае люди обычно довольно ясно слышат "зов" планеты. Сатурн, строгий судья, находится в Весах, знаке справедливости и правосудия. Я сказал: "По своему призванию этот человек — судья", и, что называется, "попал в десятку".
Все остальные слова уже не имели большого значения, поскольку передо мной сидел профессиональный судья, председатель суда. Оказалось, что друзья моего приятеля высмеивали его за интерес к астрологии, а он все обещал им: вот приедет настоящий астролог — он вам покажет. Астрология действительно показала через меня нечто существенное в свою защиту, и ключом к суждению послужила именно "вентильная" планета. Хотя трудно сказать, убедил ли я скептика. Он, наверное, стал думать, что я был заранее информирован о его профессии.
Своей удачей в случае с судьей я был обязан еще одному немаловажному фактору: столь примечательный во многих отношениях Сатурн был, кроме всего прочего, расположен в знаке своей экзальтации.
По моему убеждению, планеты как в экзальтации, так и в падении очень важны для суждения о профессии, поскольку и те, и другие указывают на стремление человека как-то проявить себя, показать, на что он способен в той или иной области жизни, в том или ином виде деятельности — в зависимости от того, о какой планете идет речь и в каком доме гороскопа она расположена.
Существенное различие между экзальтацией и падением заключается в том, что в первом случае достоинства планеты уже даны в руки человеку и довольно легко находят применение, проявляя себя, как правило, в конкретных, практических, ощутимых результатах. А вот достоинства планеты в падении раскрываются далеко не сразу, а может быть, и вообще не всегда раскрываются — ведь для того, чтобы овладеть ими, надо работать над собой, учиться, к чему-то стремиться...
В детстве и юности в области жизни, на которую указывает "падшая" планета, нередко встречаются различные трудности и неприятности, а когда с течением времени все же вступают в силу достоинства этой планеты, то проявляют они себя больше всего в областях теоретических, абстрактных, совсем не обязательно пользующихся уважением обывательского большинства. Более подробные рассуждения об экзальтации и падении можно прочесть в моей статье "Символизм достоинств и слабостей планет". Здесь же хочется лишь добавить, что с течением времени встречаются все новые факты, говорящие в пользу моих догадок.
Взять, например, книгу Клёклера, обсуждению которой будет посвящена следующая статья. Рассуждая об астрологических признаках художественного таланта, Клёклер приводит пять гороскопов художников и, совершенно естественно, ищет в них каким-то образом подчеркнутое положение Венеры — хотя и не всегда успешно.
Любопытно, что в двух случаях из пяти Венера действительно расположена примечательно — в одной карте в первом, а в другой — в десятом доме. Причем в обоих случаях в одном и том же знаке — в Деве (т.е. в знаке своего падения). В оставшихся трех картах Венера расположена один раз в изгнании, один раз в обители, и только в единственном случае не имеет ни эссенциальных достоинств, ни слабостей.
Я преднамеренно привожу пример, никчемный с точки зрения статистики. Ведь астрология — это искусство частных случаев, и если применять к ней методы, разработанные для исследования большого количества однородных молекул и прочих механических систем, результаты могут быть получены самые странные. Так что речь идет не о статистическом исследовании, а о практическом наблюдении, которое показывает, что у людей, чья профессия непосредственно связана с символизмом той или иной планеты и которые достигли в своей профессии значительных высот, эта планета очень часто оказывается именно в падении.
Не удивительно, если учесть, сколько лет приходится тратить многим знаменитостям, чтобы полностью овладеть своим призванием, и если вспомнить, как характерно для них ощущение непонятости, недостаточного признания. Так что пусть не переживают начинающие художники, которым астролог "нагадал" слабую Венеру. У них все впереди.
© 2024 Александр Колесников