Настало время обсудить очередную гипотезу. Она звучит так:
В нашем веке такое утверждение звучит странновато, но вот знаменитые астрологи прошлого, например, тот же Вильям Лилли, чаще всего называли свое занятие именно Искусством (с большой буквы), а иногда Священным Искусством, и лишь изредка наукой.
Если поразмыслить, в астрологии, особенно в натальной астрологии, есть действительно много общего с искусством, особенно с таким искусством, как музыка, в основе которого лежат общие математические закономерности, но результат зависит не столько от них, сколько от вдохновения, посетившего (или не посетившего) автора. Да и эффект от работы хорошего консультирующего астролога похож на воздействие хорошей музыки: человек заражается вдохновением мастера, по-иному, более созидательно, начинает относиться к жизни, лучше видит свой путь... Мне кажется, и психологию было бы правильнее отнести к искусствам, а не к наукам.
И в то же время, в астрологии есть разделы, которые хотя и постоены на тех же самых, общих астрологических закономерностях, ориентированы на объективные результаты - тот же прогноз погоды, например. Их никак нельзя отнести к искусству.
Таким образом, у нас получилось, что астрология — в каком-то смысле наука, но и не вполне наука, в некотором смысле — искусство, но тоже не совсем и не во всем. Тогда давайте попробуем идти в третьем направлении:
Здесь я считаю уместным напомнить вам один старый анекдот, действующие лица которого — всемирно известные герои Гражданской войны.
Василий Иваныч поступил учиться в академию, а когда летом приехал на каникулы, Петька пристал к нему:
- Василий Иваныч, чему вас там в академии учат?
- Ну, разные предметы бывают. История, стратегия, тактика, философия...
- С тактикой и остальным понятно, а что такое философия?
- Как бы тебе объяснить... Наверное, попроще будет на примере. Представь себе: идут по улице двое, чистый и грязный. Кто из них в баню пойдет?
- Грязный, конечно.
- Э-э-э не-ет. Грязный-то почему грязный? В баню не ходит. А чистый ходит. Стало быть, чистый пойдет.
- Здорово! А чему там еще в философии учат?
- Вот тебе другой пример. Идут по улице чистый и грязный. Кто из них в баню пойдет?
- Как кто? Ты же сам сказал — чистый.
- Да ты подумай своей головой-то, ну зачем чистому в баню идти? Он же и так чистый! Грязный пойдет.
- ... Ну а еще что-нибудь, попонятнее?...
- Третий пример. Идут по улице чистый и грязный. Кто из них в баню пойдет?
- Да замучил ты в конец, то чистый пойдет, то грязный, ничего не понятно!!!
- Во-о-от Петька, вот это и есть философия.
Догадываетесь, с чем я сейчас буду сравнивать астрологию? Правильно, с философией!
И действительно, если какая-то область знания не вмещается ни в рамки науки, ни в рамки искусства, она — естественный кандидат на роль мировоззренческой системы, иначе говоря, философии. Вы увидите, по мере нашего продвижения в теории астрологии, что ее закономерности носят самый общий характер, применимы к любым явлениям нашего мира, в том числе к наукам и искусствам.
Но, в отличие от классической философии, астрология имеет ярко выраженную практическую направленность, ей занимаются, чтобы получить вполне конкретный (или хотя бы субъективно ощутимый) результат.
Так что на вопрос о том, что такое астрология, с наибольшей уверенностью я мог бы ответить: ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Хотя, конечно, и наука, и искусство тоже.
Вкратце о том, какие существуют разделы астрологии. Здесь я просто приведу отрывок из Введения моей книги, которую на прошлой неделе сдал в редакцию. Итак,
Вся астрология может быть разделена на три большие ветви: натальную, мунданную и юдициальную.
Натальная астрология изучает жизнь на уровне отдельно взятого человека, а основным ее инструментом является натальная карта, или гороскоп рождения человека. К этой ветви относятся также синастрия (астрология взаимоотношений) и астрологическое целительство.
Мунданная астрология изучает жизнь больших сообществ людей и мира в целом. Здесь не всегда можно определить момент рождения изучаемой сущности — скажем, города или государства — поэтому используются особые виды астрологических карт. К этой ветви относятся политическая астрология, астрометеорология, финансовая астрология и астрология бизнеса, а также направления, изучающие различные катастрофические явления — землетрясения, наводнения, извержения вулканов.
Юдициальная астрология в нашем веке оказалась почти совсем забытой, и лишь относительно недавно была возрождена, в первую очередь благодаря усилиям английских астрологов. Эта ветвь носит загадочный характер, она дальше всего находится от науки и ближе — к древней магии. Наиболее известные направления здесь — хорарная астрология, в которой астрологическая карта строится на момент задания вопроса, и элективная астрология, которая учит выбирать наилучший момент для различных человеческих инициатив.
Несмотря на различие в объектах изучения и подходах, все три ветви делят между собой основную часть методов, и гороскопы (астрологические карты) строятся во всех случаях по одним и тем же правилам.
Это все о западной астрологии. А ведь есть еще индийская астрология, чья традиция не прерывалась материалистическим умопомешательством, в отличие от западной. Там свои, очень интересные методы и подходы.
Есть еще китайская астрология, которая, как ни странно, в основе своей не имеет почти ничего общего со всем известным кругом двенадцати животных: крыса — бык — и т.д.
Во всех этих разделах и астрологиях (кроме китайской) у меня есть хоть маленький, но опыт, в том числе опыт преподавания. И как далеко мы с вами зайдем — зависит только от вас, от вашего интереса и настойчивости.
На следующем занятии мы займемся основами астрологии. Начнем со стихий и качеств, знаков Зодиака, потом перейдем к планетам, домам и устройству гороскопа.
© 2024 Александр Колесников