Представляемый отрывок из «Христианской Астрологии» Вильяма Лилли — один из бриллиантов хорарного классического наследия. На историю об украденной рыбе ссылались и ссылаются и современные хорарные астрологи, и мастера прошлого. В качестве своеобразного девиза к своей книге Лилли избрал латинскую фразу «Non Cogunt» — «Не фатальна», и в данном примере он раскрывает и иллюстрирует свою идею: хорарная карта не говорит о предопределенной неизбежной судьбе; она помогает человеку понять происходящее и действовать в направлении наибольшего успеха. Другой важный урок — искусство чтения символов. Но сначала прочтите саму историю.
Живя в 1637 году за городом, я купил в Лондоне немного рыбы для моего пропитания в Великий пост. Она прибыла в Уолтон на барже. В субботу 10 февраля один из лодочников вместо того, чтобы принести мою рыбу мне домой, поставил меня в известность, что их склад был прошедшей ночью ограблен и моя рыба украдена.
Я отметил точное время, когда впервые услышал сообщение, и построил соответствующую Фигуру, пытаясь дать самому себе удовлетворение по поводу того, что стало с моим добром и, если возможно, вернуть его обратно частично или полностью.
Сначала я заметил, что здесь нет планет в перегрине в угловом доме, кроме Юпитера, который я обнаружил на куспиде седьмого дома. (Согласно правилам хорарной астрологии, сигнификатором вора чаще всего является планета, находящаяся в перегрине в угловом доме. — Прим. перев.) Пропавшая вещь была рыбой, а любой благородный человек пренебрег бы таким товаром. (Юпитер — естественный управитель людей благородных, высшего сословия, и Лилли не мог не учитывать этого. Но исходя из конкретных обстоятельств, версия «благородного вора» отбрасывается. — Прим. перев.) Я рассмотрел значение Юпитера в Скорпионе, влажном знаке, и сигнификатора моего добра, Меркурия, то, что он находится в Рыбах, влажном знаке, и что Фортуна находится в Раке, влажном знаке. Разборчивость, вместе с искусством, помогли мне решить, что тот, у кого мое добро, должен быть человеком, чья профессия или призвание — жить у воды, и что мое добро расположено в неком влажном месте, или в некой нижней комнате, поскольку Фортуна находится в Раке, а Луна — в Тельце, земном знаке.
Я был уверен, что услышу о своем добре снова, потому что к Меркурию, владыке моего дома имущества, приближается с секстилем Луна, владычица моей Фортуны. И все же надежды получить его обратно не было, поскольку Меркурий, владыка моего второго дома, находится в падении и изгнании. Но поскольку он находится в собственном терме и имеет аспект трин к Фортуне, есть надежда на возвращение части моего добра.
В том городке Уолтоне никогда не было лодочника, отвечавшего описанию Юпитера в Скорпионе. Я стал узнавать, нет ли рыбака такого вида. И поскольку Марс, владыка 7-го дома, выходил из знака Скорпиона, своего собственного знака, и входил в другой знак, я узнавал, нет ли рыбака, по своей природе как Марс и Юпитер, который недавно продал какую-либо землю или покидал свой дом и собирался переехать на другое место жительства.
Я нашел такого человека и узнал, что его сильно подозревают в воровстве. Это был славный малый, живший у берега Темзы. Он был простым рыбаком, или человеком, хорошо знакомым с водой; поскольку все сигнификаторы в водных знаках, это доказывало, что тот, кто украл добро, должен иметь необходимость жить возле воды, или в сыром месте, или быть хорошо знакомым с водой. Тот человек, который оказался вором, был рыбаком, изрядного роста, толстый и крупный, с белым цветом лица и рыже-желтыми волосами.
Я добыл ордер у мирового судьи и хранил его в тайне до следующего воскресенья, восемнадцатого февраля, и тогда с констеблем и хозяином баржи обыскал только один дом — этого подозреваемого рыбака. Я нашел часть своей рыбы в воде; часть была съедена, часть еще нет, и вор полностью признался.
При обыске случился такой курьез; часть моей рыбы была в мешке, и случилось так, что вор украл мешок вместе с рыбой. Хозяин баржи, которому мешок принадлежал, находясь в той же комнате, где и мешок, и часто глядя на него (чисто вымытый), сказал хозяйке дома: «Женщина, я был бы не прочь получить мой мешок, которого лишился той ночью». Женщина ответила, что у нее никогда не было никакого мешка, кроме того, который ее муж принес домой той же ночью, что и рыбу. Я убежден, что хозяин баржи успел посмотреть на этот мешок раз двадцать, но не узнавал, поскольку женщина отмыла его дочиста.
Я горько сетовал женщине по поводу семи португальских луковиц, которых я лишился; она не знала, что они из себя представляют и, как она сказала, сделала с ними похлебку. Я оставил им остатки моей рыбы, хотя наемный священник Уолтона утверждал, что я получил за нее компенсацию; но для него соврать что глазом моргнуть.
Так что вы видите, что планета в перегрине в угловом доме описывает вора и что Солнце или Луна в первом доме, обладая эссенциальными достоинствами, дают верную надежду раскрыть, кто это. Аппликация Луны к владыке второго дома указывает на возвращение украденного — полное, если и Луна, и владыка второго дома обладают эссенциальным достоинством; частичное — если они акцидентально сильны; обнаружение, но не возвращение — если они сближаются и оба находятся в перегрине.
Данный гороскоп — яркий пример радикальной хорарной карты. Радикальной — значит символически отражающей ситуацию, о которой задан вопрос. Обращу ваше внимание лишь на два символических образа (те, которые больше всего впечатлили меня самого), хотя их здесь множество. Марс, описывающий вместе с Юпитером вора, собирается выходить из своего собственного знака Скорпиона или, используя другой термин, собирается покидать свой астрологический дом. Исходя из этого, Лилли делает вывод, что вор собирается покидать свой дом — и он действительно собирается! А как вам нравится Меркурий в знаке Рыб в 12-м доме, сигнифицирующий украденную у кверента рыбу? Когда карта ярко отражает ситуацию, неудивителен и яркий результат ее разрешения. Именно эта идея отличает традиционный хорарный подход от новомодного механистического, в котором главным условием успеха считается правильное выполнение формальных правил. Астрология — это постоянное творчество, чему и учит нас классическое наследие Вильяма Лилли.
© 2024 Александр Колесников