Мой интерес к астрологии возник очень давно — в первую очередь, видимо, под влиянием родителей, людей очень необычных. Они всегда интересовались тем, как устроен мир, и не ограничивались при этом общепринятыми объяснениями. В те глубоко советские времена моего детства, когда книжные магазины были битком забиты почти исключительно "трудами" деятелей партии, родители постоянно приносили откуда-то перепечатки трактатов по йоге, эзотерике, астрологии, ходившие по рукам на правах "самиздата", то есть чуть ли не антисоветчины. В мои обязанности входила перепечатка этих текстов на механической пишущей машинке "Москва", и даже сила, с которой приходилось давить на ее клавиши, не шла ни в какое сравнение с моим интересом ко всему необычному.
К родителям приходили в гости необычные люди — экстрасенсы, специалисты по китайской медицине, астрологи, психологи, авторы неординарных концепций устройства мироздания... Это сейчас объявления экстрасенсов можно дюжинами найти в любой газете, а тогда такие люди не распространялись о своих способностях, чтобы не нажить неприятностей со стороны властей. Короче говоря, мое воспитание в эзотерике начиналось "с младых ногтей".
Правда, по мере взросления, когда надо было искать и осваивать место под Солнцем, интерес к таинственному отошел на второй план. И только в 1988 году Зов Непознанного вновь громко зазвучал в моем разуме. Однажды в отпуске, в гостях у родственников, я узнал, что у кого-то из их знакомых есть книга на английском языке о настоящей астрологии — с вычислениями, а не с популярными текстами, тогда уже появлявшимися в разных изданиях. Мои просьбы добыть мне эту книгу хоть на несколько дней так и остались безрезультатными, однако импульс был дан, и я начал собирать все, что только мог, об астрологии, пытаясь из кусочков воссоздать систему знаний.
Параллельно (и как-то совершенно не связанно с этим) возникла острая неудовлетворенность своим уровнем знаний об астрономии — небесных координатах, основных понятиях и определениях. Мне было, например, обидно, что я еще в школе не понял, что такое эклиптика. Учительница вела уроки строго по учебнику и, похоже, сама не особенно разбиралась в предмете, а я был тогда увлечен химией... Вот и остался профаном в астрономии.
А теперь набрал в библиотеке астрономических книг и с огромным интересом принялся за их изучение. Впоследствии знание основ астрономии оказалось для меня чрезвычайно полезным при изучении астрологии. Иногда возникает впечатление, что кто-то нас специально учит, урок за уроком, по своим, непонятным для нас планам, и впоследствии каждый пройденный урок оказывается на удивление кстати.
Позже я понял, что в те годы в моей судьбе мощно зазвучали энергии Урана, и поскольку этот Великий Освободитель расположен в моем гороскопе в доме карьеры и общественного положения, именно в этих областях жизни произошли революционные изменения. Я тогда работал (точнее, служил, поскольку был военным) в НИИ в качестве научного сотрудника. Для офицера, да после опыта службы в тайге на Севере, такая работа — просто мечта. Стабильная карьера, неплохой оклад, обеспеченное будущее. И тем не менее, в 1990 году я бросил все, ушел без выходного пособия, лишь бы стать свободным и изучать то, что для меня важнее и интереснее всего на свете.
Я ходил на все лекции, какие только мог найти, читал запоем все то немногое, что тогда можно было купить. Книг, в нормальном понимании этого слова, еще не было, а за немалые деньги продавались ксерокопии разных текстов. Ксероксы были доступны лишь в учреждениях, и каждая страничка ксерокопии автоматически получала гриф "для служебного пользования". Таблицы эфемерид (а в докомпьютерную эру без них невозможно было построить гороскоп) стоили при самом удачном раскладе не меньше 40 рублей (это была существенная сумма) и считались очень качественными, если в них можно было разобрать все цифры... Одновременно я подрабатывал у Александра Зараева, записывал на магнитофон его лекции, набирал их на компьютере и редактировал.
Когда в 1991 году М.Б.Левин открыл Астрологическую академию, я уже вовсю строил гороскопы и пытался их интерпретировать, но решил снова повторить все с самых основ и пошел на первый курс. Однако очень быстро заскучал, поскольку обнаружил, что не получаю на занятиях ничего существенного. Собрался уже уходить из Академии, и кто знает, как в дальнейшем сложилась бы моя судьба, но тут меня затащили на семинар к Августине Филипповне Семенко... Уже было отчаявшись узнать что-то существенно новое, я вдруг с удивлением понял, что на семинаре говорят о вещах, мне совершенно незнакомых, и в то же время очень интересных. У Августины Филипповны был свой собственный, очень необычный и во многих отношениях эффективный подход к астрологии, и я не успокоился, пока как следует не разобрался в этом подходе. А когда понимание в какой-то степени было достигнуто, Августина Филипповна предложила мне попробовать вести занятия для начинающих. Это было в январе 1992 года. Помню, что темой моего первого занятия были небесные координаты, в том числе пресловутая эклиптика.
А потом было множество разных занятий, стремление лучше осмыслить и объяснить различные астрологические концепции, статьи, поездки с лекциями в другие города... И, конечно, конференции. В те годы проходили совершенно фантастические конференции, их организовывали Каринэ Диланян и Борис Бойко (впоследствии организовавшие Лигу независимых астрологов), а также Фарида Асадуллина ("Омега-клуб"). Это были праздники астрологии, в которых участвовали опытные зарубежные астрологи. Меня приглашали в качестве переводчика и мы, вместе с организаторами и зарубежными гостями, целые вечера проводили в обсуждении животрепещущих проблем и просто разговорах "за жизнь".
Так у меня появились друзья-астрологи за границей. Особенно тесные отношения сложились с руководителями английской Company of Astrologers, Мэгги Хайд и Джеффри Корнелиусом, а также с Дереком Эпплби. Смерть Дерека в январе 1995 года стала для меня тяжелым ударом. Это был замечательный, искренний и очень интересный человек, опытнейший астролог.
Моя дружба с англичанами привела к тому, что в 1995 году меня пригласили в качестве преподавателя в Летнюю школу Company of Astrologers, прочесть курс ректификации (уточнения времени рождения). Несколько дней лекций на английском языке, для англичан, с примерами и ответами на вопросы... До сих пор не понимаю, как я все это выдержал. А потом еще была лекция в Urania Trust о лунных узлах, после которой вся аудитория встала и зааплодировала...
В последующие годы было много всего: и разочарование в преподавании астрологии (конечно же, напрасное), и каторжная работа ради куска хлеба над газетно-журнальными "гороскопчиками", и поиски своего места в астрологии, и, конечно, продолжение учебы. Курс Хорарной Астрологии в Company of Astrologers, курс Астрометеорологии у Каролин Эган, курс Средневековой Астрологии у Роберта Золлера... Вечный студент, как и положено астрологу.
Постепенно стало формироваться понимание, что наиболее интересны для меня исследования в Натуральной Астрологии (сюда относятся Астрометеорология, прогноз землетрясений, извержений вулканов), а также Хорарная и Элективная Астрология — то есть все, что непосредственно связано с реальной жизнью, те области, где предположения и теории легко проверить практикой.
Немного отдохнув от преподавания, я решил снова начать обучение астрологии, на этот раз дистанционно — в виде бесплатной рассылки через Интернет. Замысел себя оправдал, ведь, судя по данным Subscribe.ru, на мои лекции подписалось более 3000 человек. Раньше мне никогда не удавалось собрать такой обширной аудитории.
Не так давно, год с небольшим назад, вышла из печати моя книга, "Самоучитель астрологии". В ней я постарался максимально подробно и основательно изложить начальный курс астрологии — для читателей, не имеющих никакой предварительной подготовки. Издательство "Триумф" сделало книгу очень неплохо, однако, поскольку основная типографская работа происходила в период ретроградного Меркурия (о ретроградных планетах я расскажу подробно в одном из последующих выпусков), не обошлось без досадной ошибки. Вместо астрологического шрифта в последний момент был использован какой-то другой, и в результате вместо астрологических символов стоят невразумительные закорючки. Впрочем, листок с исправлениями, который мне обещали приложить к каждой книге, частично решает проблему.
А первой моей книжкой были "Космические ритмы жизни" — цикл из пяти лекций, излагающих начальный курс Августины Филипповны Семенко. Тот самый, который так увлек меня в свое время. На мой взгляд, книжка получилось неплохой, хотя тогда (вышла она в 1998 году, а написана была значительно раньше) мой стиль изложения был потяжеловеснее, а замечательные идеи Августины Филипповны требуют кое-какой мыслительной работы для усвоения. Однако издательство "АНС" до сих пор так и не смогло распродать тираж, и в результате я не могу выставить текст книги на всеобщее обозрение.
Мой курс ректификации (уточнения времени рождения) был подробно изложен в сборнике "Мастер-класс астрологии. Ректификация" Выпуск 2, изданном издательством ВШКА в 1999 году. Ну и, конечно, я написал множество статей, лучшие из которых вы найдете на этом сайте.
Лекции в рамках моего проекта "Уроки астрологии для всех", первую из которых вы читаете, не повторяют то, что уже написано в книгах. Они перекликаются с книгами и представляют собой еще одну попытку изложить основы астрологии — может быть, несколько менее структурированно и концентрированно, по сравнению с книгами.
Я не случайно написал именно "развития", а не "возникновения". На мой взгляд, история происхождения астрологии так же туманна, как история происхождения человечества. Конечно, есть официальная дарвинистская версия, согласно которой человек произошел от обезьяны в процессе естественного отбора. И есть подобная ей полуофициальная версия происхождения астрологии — мол, наши предки наблюдали-наблюдали за звездным небом, записывали все, что там происходит, да в результате и пришли к выводу, что, мол, такие-то конфигурации на небе соответствуют таким-то событиям на земле.
Я не хочу углубляться в научные споры, но мне кажется нереальным происхождение человечества в результате естественного отбора. Уж слишком мало изменились люди за отраженные в истории десятки веков. Точно так же я не считаю возможным возникновение астрологии из наблюдений. Конечно, наблюдения велись, и очень тщательные — особенно в Вавилоне. Однако их целью было не обнаружение, а подтверждение астрологических закономерностей.
Откуда тогда взялись эти закономерности? Я бы ответил так: они возникли в результате практического приложения определенных философско-религиозных концепций. Можно, конечно, продолжить дальше: а откуда взялись эти концепции, и т.д. Однако в результате мы уйдем достаточно далеко от сферы интересов практической астрологии.
В истории астрологии много белых пятен. Когда пытаешься в ней разобраться, то очень часто возникает впечатление, что когда-то существовавшие обширные знания постепенно забывались. Например, существуют свидетельства того, что очень глубокое и детальное понимание астрономии (то есть, на самом деле, астрологии, поскольку астрономия в то время была неотъемлемой составной частью астрологии) существовало в Египте во времена создания Пирамид, то есть около 2400 г. до н.э. Тогда были введены в практику довольно сложные календари, а уже в 1650 г. до н.э. египтяне, похоже, стали забывать астрономическую основу тех календарей.
В общем и целом можно сказать, что астрология пришла в Европу (мы сосредоточимся именно на европейской ветви астрологии, как наиболее близкой по мировосприятию) из египетских, вавилонских и персидских источников. А посредниками в этом процессе, а также интерпретаторами и распространителями астрологических знаний в первые века н.э., стали греческие философы. Именно греческие труды были источником астрологии для цивилизованного мира тех времен, в том числе для Римской Империи. Астрология играла важную роль в Римской Империи и к IV веку н.э. окончательно утвердилась как общепризнанная наука.
Однако после падения Римской Империи около 500 г. н.э. и возникновения варварских королевств Европы (нынешних Италии, Франции, Германии и т.д.) астрологическая традиция в Западной и Центральной Европе прерывается. Впрочем, и на востоке, в Византийской Империи, религиозная и политическая обстановка были таковы, что фактически полностью подавляли практику астрологии.
Здесь на сцену выходят арабы. К 711 г н.э. их империя распространилась от территории нынешней Испании на западе до Индии на востоке. В VIII веке арабские правители и лидеры мусульманского мира в целом побуждали свою интеллигенцию к изучению греческого языка и ассимиляции научных достижений других народов. Так греческая астрология, наряду с другими греческими науками, стала составной частью арабской исламской науки. И именно в этом качестве астрология продолжала развиваться, тогда как в Европе на протяжении шести веков, с 500 по 1100 годы, практика астрологии была чрезвычайно затруднена.
Одной из важнейших причин упадка астрологии в Европе была деградация в области математического и в целом научного образования, последовавшая за падением Римской Империи. Однако к 1100 году Запад осознал, наконец, необходимость развития науки — точно так же, как это произошло на мусульманском Востоке в VIII веке. Начался массовый перевод арабских научных (в том числе астрологических) текстов на латинский язык. Результатом стало возрождение интереса к астрологии в Европе, продлившееся до XVII века.
Научная революция вызвала у многих западных интеллектуалов иллюзию, что в недалеком будущем все тайны природы будут раскрыты с помощью разума и экспериментальной науки. Широкомасштабное признание гелиоцентрической теории Коперника, а затем открытие новых планет были восприняты как опровержение астрологии, традиционно использовавшей геоцентрическую модель Птолемея и только пять видимых планет.
В результате, к концу XVII века в континентальной Европе практика юдициальной астрологии (о различных разделах астрологии будет рассказано дальше) фактически сошла на нет. В Англии же астрологическая традиция продолжалась, или, по крайней мере, не прервалась совершенно, за счет того, что в этой стране сильна традиция траволечения, использующая в том числе и астрологические знания.
Именно в тот период от астрологов стали требовать доказательства "научности" их занятия, как ни парадоксально это звучит в отношении одной из древнейших наук. Теперь же определение науки чрезвычайно сузилось. Все, что не могло быть доказано "с помощью палки и веревки", объявлялось ненаучным. Те из астрологов, кто стремился к социальному приятию, стали предлагать (и предлагают до сих пор) различные рационалистические объяснения астрологии. Однако по отношению к области знания, основанной на древних философско-религиозных концепциях, это получается не очень складно.
В те годы менялась не только наука, огромные изменения происходили в обществе. И роль астролога в обществе тоже менялась. Раньше многие астрологи были по совместительству врачами, переводчиками, математиками. Они были высоко образованными людьми, а их клиентами в основном являлись аристократы и служители церкви — правящие классы тех времен. Например, один из важнейших представителей Средневековой Астрологии Гвидо Бонатти сам был дворянином и предсказывал священникам, до какого ранга они смогут дойти — епископа, кардинала или, может быть, Папы... Он давал советы членам королевской семьи и аристократам по поводу политических, военных, государственных дел.
Теперь же власть все больше переходила к буржуазии, а растущая грамотность среди рабочих дала начало популярной астрологии — той самой, которая заполняет сейчас последние страницы многих газет и журналов. Система образования также меняла ориентацию, теперь основной акцент делался на инженеров, менеджеров, банкиров, а знание языков и философии становилось постепенно все менее ценным и значимым. И когда в середине — конце XIX века в Европе началось очередное возрождение астрологии, лишь очень немногие были способны обратиться к источникам, подавляющее большинство которых так и осталось непереведенным с греческого, арабского, латыни.
Возобновление интереса к астрологии и оккультизму в целом в XIX веке вызвано в значительной степени неверием общества в то, что все тайны человечества можно объяснить с помощью разума. Понимание науки стало постепенно расширяться и в результате к ХХ веку ни у кого уже не вызывала удивления такая наука как психология — чей предмет и методы во многих случаях очень далеки от рационалистического шаблона.
Вдохновленные социальным успехом психологии, многие астрологи ХХ века стали стремиться "обнаучить" астрологию, сближая ее с психологией. В результате возникла и расцвела психологическая астрология, ориентированная, в отличие от астрологии классической, не на объективную реальность, а на внутренний мир человека.
В то же время, к концу ХХ века возрос интерес к классическим астрологическим трудам, к тем методам и направлениям, которые оказались преданными забвению. Отсюда возрождение Хорарной Астрологии, перевод большого количества трудов на греческом и латинском языках в рамках проекта Хиндсайт.
А в материалистических науках постепенно стало возникать представление о том, что есть некие пределы, за которыми начинают действовать совсем другие законы. Открытия в области одной только физики позволяют говорить, что рационалистические рамки, хотя и по-прежнему прочны, начинают потихоньку потрескивать.
Я далек от радужных надежд на то, что кто-то вот-вот докажет: астрология — это наука (и тогда всем астрологам автоматически присвоят звание академика). Для того, чтобы астрология снова оказалась в числе наук, и астрология, и наука должны сильно измениться. Может быть, это когда-нибудь и произойдет. Но вот в чем я уверен — так это в том, что астрология может приносить гораздо больше пользы людям, чем она приносит сейчас.
В заключение исторического экскурса — несколько имен, из тех, что наиболее известны в наше время. Хотя в истории астрологии есть множество блестящих мыслителей, с которыми вам еще предстоит познакомиться.
Хорошая компания, правда? Так присоединяйтесь!
Предмет астрологии - это соответствие между Макрокосмом и микрокосмом. То самое, о котором в древнейшем эзотерическом тексте "Изумрудная Скрижаль" говорится: "То, что наверху, подобно тому, что внизу". Макрокосм ("то, что наверху") — это Вселенная в целом, а точнее — вид на Вселенную, который открывается земному наблюдателю. Микрокосм ("то, что внизу") — это любая сущность или целостная система: земной шар, человечество, глобальная экономика, отдельная страна или нация, семья, супружеский союз, отдельно взятый человек, собака Жучка, лягушка, микроб... В астрологии считается, что каждый микрокосм в принципе устроен подобно Макрокосму, является одной из его проекций. И если что-то меняется в Макрокосме, соответствующее изменение более или менее явно происходит во всех его проекциях.
Каждый элемент Макрокосма имеет какое-либо соответствие во всех многочисленных микрокосмах. Например, планета Марс (элемент Макрокосма) соответствует армии в микрокосме государства, мускулатуре в микрокосме человеческого организма, железу в микрокосме природы, ножам и другим острым инструментам в микрокосме человеческого хозяйства, молодым мужчинам в микрокосме человеческого общества и т.д. Соответствие, о котором идет речь, не является буквальным, а основано на символическом подобии. Иначе говоря, это символическое соответствие.
Работа астролога, в самых общих чертах, заключается в том, что он берет мгновенный снимок Макрокосма на интересующий момент времени, изучает его и делает вывод, что происходит в этот момент в интересующем астролога микрокосме.
Астрологию можно разделить на два направления: натуральную и юдициальную астрологию (в разных источниках вы можете найти разные классификации, иногда противоричивые, но главное — суть, а не названия).
Натуральная астрология имеет дело с природой — всей, кроме человека и человеческого общества. К этому направлению относятся астрометеорология (изучение связи между Макрокосмом и земной погодой), прогноз землетрясений, извержений вулканов, сельскохозяйственная астрология (уход за растениями и животными, согласованный с конфигурациями Макрокосма) и другие подобные области исследования. В те века, когда основной силой, препятствующей развитию астрологии, была церковь, натуральная астрология оказывалась вне критики — ей заниматься не возбранялось.
Юдициальная астрология изучает все, что связано с человеком и человеческим обществом. Именно она всегда попадала под огонь церковной критики - мол, не должен человек интересоваться собственной судьбой, на все Воля Божья. К основным разделам юдициальной астрологии относятся:
Таковы, в общих чертах, области исследований, которые охватывает астрология.
Мы начнем с изучения алфавита астрологии, тех общих понятий, которые присутствуют в любом астрологическом исследовании. Затем перейдем к построению гороскопа — своего рода карты Макрокосма в интересующий нас момент времени. А потом постепенно сосредоточимся на натальной астрологии — ведь именно наша собственная жизнь и жизнь близких людей интересуют нас в первую очередь.
Если возникнут вопросы, пишите по адресу alexander@galactica.ru. В первую очередь, я буду отвечать на вопросы, которые могут быть интересны для всех и которые можно осветить в следующей лекции. На вопросы частного характера я буду стараться ответить, но все зависит от наличия времени.
© 2024 Александр Колесников