Сегодня, как и обещано, мы рассмотрим соотношение букв алфавита и планет.
Вам наверняка уже известно, что само слово "планета" происходит от греческого "planetes" — странники, скитальцы. Наши предки, наблюдая за звездным небом, заметили, что основная масса звезд неизменно сохраняет взаимное расположение, но некоторые звездочки ведут себя иначе — движутся относительно общей массы. Поскольку подобной независимостью могут обладать только боги, планеты во всей истории человечества ассоциировались с богами и носили (и носят) имена богов.
Ну, а после того, как греки переняли от финикийцев алфавит (о чем рассказывалось в первых выпусках рассылки) и приспособили его к своему языку, обнаружилось, что количество гласных букв греческого алфавита точно соответствует количеству планет (вы, возможно, знаете: несмотря на тот факт, что Солнце и Луна — не планеты, а светила, в астрологии их всегда для удобства причисляли к планетам; итого с древности известно семь видимых невооруженным глазом планет: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн). Естественно, сразу же возникла ассоциация между гласными буквами и богами.
Мне эта идея очень нравится: согласные буквы — это материя, стихии, без гласных букв они инертны и безжизненны. Гласные же вдыхают жизнь в мертвую материю, наполняют ее смыслом, что, конечно же, прерогатива богов.
Первое известное сопоставление гласных букв и планет приводится в арифмологическом трактате "On Sevens", приписываемом знаменитому врачу Гиппократу (арифмология, как вы помните, — это древняя наука, изучающая мистические атрибуты чисел).
Вскоре после Гиппократа и Аристотель ссылается на факт, что гласные и другие буквы греческого алфавита имеют различные подмножества символических соответствий, включающие в себя планеты и музыкальные ноты. Кстати, здесь, в соответствии нот и планет, начинается путь к Музыке Сфер пифагорейцев, но это отдельная очень объемная тема.
За прошедшие века сменилось много философских школ и, как и в других областях знания, в соответствии планет и букв нет единства, разные школы предлагали разные системы. Пожалуй, наиболее логичной является система, в которой планеты приписываются буквам в зависимости от их скорости движения, видимой с Земли. Первая буква, альфа, соответствует самой быстрой планете, Луне. Последняя, омега, самой медленной — Сатурну. В результате получается следующее распределение:
Альфа (А) — Луна
Эпсилон (Е) — Меркурий
Ита (или Эта) (Н) — Венера
Йота (I) — Солнце
Омикрон (О) — Марс
Ипсилон (Y) — Юпитер
Омега (нет похожей буквы) — Сатурн
С другой стороны, в греческой культуре буква эпсилон (прародительница русской буквы Е) устойчиво связывалась с солнечным богом Аполлоном. Вот что пишет в одной из своих работ греческий историк Плутарх:
"В алфавите семь гласных, и существует семь звезд, имеющих независимое и неограниченное движение. Е является второй по порядку букв с начала, и Солнце — вторая планета после Луны, и практически все греки отождествляют Аполлона с Солнцем".
Интересно, что такая не очень логичная последовательность планет, когда Солнце идет вторым, также нередко используется в астрологическом обиходе.
Связь между греческими гласными и планетами сразу же сделала эти буквы неотъемлемой частью планетарных "симпатий", использовавшихся в древней астрологии, алхимии и магии — в частности, в заклинаниях и при изготовлении амулетов. Эти семь гласных букв стали мистическими знаками планет. Иногда в манускриптах их называют "семью буквами магов" или гептаграммой.
Вот пока все, что мне удалось раскопать о соответствиях между буквами и планетами. Напомню, что мой основной источник — книга Кмрена Барри под названием Kieren Barry 'The Greek Qabalah'.
© 2024 Александр Колесников